16 декабря 2009 года в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан были открыты две юбилейные выставки, посвященные 165-летию со дня рождения Ильи Ефимовича Репина: «История «Пенатов» 110 лет» и «Альбом Нордман». Представила их заведующая филиалом Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств «Музея-усадьбы И.Е.Репина 'Пенаты»,Бородина Татьяна Петровна.
Руины дома И.Е. Репина. Июнь 19445 августа 1944г. исполнялось 100 лет со дня рождения И.Е. Репина. Постановлением правительства было решено восстановить усадьбу в полном объеме. Татьяна Петровна отметила, что такая значимая выставка из собрания музея-усадьбы «Пенаты», впервые экспонировалась 27 мая 1999 года в поселке Репино (Куокалла), что в 44 км от Санкт-Петербурга. Выставка была приурочена к 100-летию усадьбы «Пенаты», в которой Илья Ефимович Репин провел последние 30 лет жизни.
В этом году «Пенатам» — 110 лет. Впервые, экспонаты из собрания музея-усадьбы «Пенаты» представлены за пределами Санкт-Петербурга. Сегодня они экспонируются в залах ГМИИ РТ.
Татьяна Бородина провела первую экскурсию по выставочным залам, поведала историю усадьбы, рассказала о наиболее интересных моментах из жизни усадьбы. Вся история «Пенатов» проиллюстрирована на фотографиях. На фотовыставке посетители увидят фотографии обитателей и многочисленных гостей усадьбы, сделанные знаменитыми фотомастерами, среди которых К. Булла, и любителями. Хозяйка усадьбы, Наталья Борисовна Нордман окончила фотографические курсы при Русском техническом обществе и много снимала: интерьер дома, парк, гостей, Илью Ефимовича, разные события их совместной жизни. Благодаря её увлечению получился богатый фотоархив «Пенатов». Фотолетопись велась с момента их основания. А именно, 27 мая (15 мая по старому стилю) 1899 года, когда была оформлена купчая на приобретение в поселке Куокалла на Карельском перешейке участка леса с летней финской дачей.
В это время, Илья Ефимович Репин был уже знаменитым художником, автором «Ивана Грозного», «Царевны Софьи», «Бурлаков», портретов Мусоргского, Бородина, Глазунова, Пирогова, Витте, Николая II, членом Товарищества передвижных художественных выставок. Профессором и руководителем художественной мастерской в Академии художеств, а с 1898 года — ректором Академии. В силу своих должностных обязанностей, надолго уединяться от суеты Петербурга не мог. Поэтому искал усадьбу в окрестностях Санкт-Петербурга.
В то же время, произошли изменения в его личной жизни. Илье Ефимовичу и его подруге Наталье Борисовне Нордман-Северовой нужно было где-то жить. Они выбрали усадьбу в 44 км. от Санкт-Петербурга и назвали её «Пенаты», в честь римских богов-хранителей домашнего очага.
Вскоре, по планам Ильи Ефимовича был построен дом — мечта любого художника. Причудливое двухэтажное сооружение под стеклянной крышей с пирамидальными фонарями и с множеством больших окон, веранд, световыми проемами из стекла на потолке, дающими естественное освещение в мастерские художника. На первом этаже размещены: скульптурная мастерская Ильи Ефимовича, жилые комнаты, кабинет, гостиная, столовая. На втором — две мастерские Репина с большими окнами и верхним светом.
Прилегающий лес, был превращен в благоустроенный парк с прудами, артезианским колодцем, беседкой.
После Октябрьской революции, в 1919 году, «Пенаты» в одночасье, оказались на территории чужой страны. Во время войны с Финляндией, в 1939 году, территория была занята нашими войсками: «Вошли в усадьбу, холод страшный, а печи то теплые. В Доме хранится много картин, рисунков, архив, вещи. Позвонили в Академию художеств и получили ответ, что в этой усадьбе будет устроен музей И.Е. Репина» — пересказывает события 1939 года Н. Бородина — «Передача усадьбы «Пенаты» Академии художеств была осуществлена по завещанию Н.Б. Нордман — хозяйки «Пенатов», т.к. купчей И.Е.Репин оформил усадьбу на Наталью Борисовну».
На выставке «История «Пенатов» 110 лет» впервые представлены копии архивных документов, в т.ч. купчая на имя Н.Б.Нордман.
Мемориальный музей И.Е. Репина открылся в июне 1940г. Просуществовал недолго. В 1941 году началась Великая Отечественная война, были вывезены и хранились в подвалах Академии художеств личные вещи, картины, рисунки Репина. Лишь благодаря этому, экспонаты музея сохранились. В 1944 году, во время военных действий, дом-усадьба И.Е. Репина сгорела. Это был юбилейный год, 100-летие со дня рождения Ильи Ефимовича Репина. И Постановлением правительства СССР было решено восстановить «Пенаты».
С 1955-по 1962 год дом воссоздавали по архивным фотографиям, некоторые из них, представлены сегодня на фотовыставке. В июне 1962 года возрожденная усадьба приняла посетителей.
Фотолетопись усадьбы «Пенаты» в 100 фотографиях с момента создания её (1899) до наших дней, предложенная для знакомства посетителей с историей усадьбы Н.Б. Нордман «Пенаты», в залах ГМИИ РТ, рассказывает о частной жизни И.Е.Репина и последнем периоде его творчества. В связи с этим нельзя не упомянуть женщину, с которой «проводил все свое свободное время, писал и рисовал ее портреты, восторженно говорил о ее дарованиях и вообще, как говорится, души в ней не чаял. Я не помню случая, когда бы он уезжал без нее куда-нибудь на концерт или в гости. Она сопровождала его и в Ясную Поляну - к Толстому, и в Москву - к Сурикову, Остроухову, Васнецову и другим его близким друзьям» — вспоминал в своей книге Корней Иванович Чуковский: Репин. Серии «Жизнь в искусстве» (М.: «Искусство», 1969).
На выставке, рассматривая картины, мы узнаем о кооперативных собраниях, о
демократичных о нравах в усадьбе «Пенаты», вегетарианстве, самообслуживании гостей, заведенных Натальей Борисовной знаменитых средах.
Среда для Репина была выходным днем, праздником, когда подняв над усадьбой синий флаг, ждали гостей. В остальные дни художника ничто не отвлекало от работы, даже деловые встречи назначались, именно на среду.
В этот день слуг в усадьбе не было, а гостей радушно встречали Илья Ефимович и Наталья Борисовна. Всюду висели объявления, плакаты, которые призывали гостей заниматься самообслуживанием, вроде: «Не ждите прислуги, ее нет», «Все делайте сами», «Ударяйте в гонг, входите, раздевайтесь в передней»... Автором этих демократических новшеств была Н.Б.Нордман. Илья Ефимович поддерживал начинания Натальи Борисовны.
Н.Б. Нордман позаботилась о том, чтобы после смерти художника был создан его музей, через который потомки Ильи Ефимовича, узнали бы привычки и быт художника, чем жил, как творил. Для этого Н.Б.Нордман завещала усадьбу «Пенаты» Академии художеств. Собрала литературу о И.Е. Репине, составила ценнейшие альбомы с газетными вырезками о каждой его картине и, наконец, вела фотолетопись «Пенатов».
Вторая выставка носит название «Альбом Нордман» и состоит из копий портретов, выполненных Ильей Ефимовичем на тонком сером картоне, листы которого некогда были сброшюрованы в альбом Нордман-Северовой. «Рисунки, взятые из «Альбома Н.Б. Нордман» — так заявил о выставленных в Риме на Всемирной выставке, 1911г. работах, сам И.Е.Репин. С тех пор, прошло чуть менее 100 лет. «В настоящее время, листы из альбома рассеялись по свету. Собрать все оригиналы вообще не представляется возможным. По счастью, сохранились фотографии, и они вновь показаны вместе» — говорит Н.П. Бородина. На выставке «Альбом Нордман» посетители увидят 53 копии с графических работ И.Е. Репина.
С экспозицией двух выставок, связанных между собой именем великого русского художника Ильи Ефимовича Репина, можно ознакомиться в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан.
Выставка будет работать до 16 февраля 2010 года.
Елена Сунгатова, декабрь 2009
фото автора
Смотреть все фото ->